Есть ли шансы? Восстановление ради важных данных — Samsung Galaxy A52

Ремонт Android

Ко мне обратилась клиентка из Екатеринбурга, с надеждой как-нибудь включить этот A525F, чтобы можно было достать с него информацию. Местные сервисы сделали всё возможное и пожали плечами — «у вас неисправная оперативная память». Что-ж, посмотрим…

Предыстория

Аппарат зависает и перезагружается практически сразу после загрузки до системы, не давая шанса ввести код-пароль. Как выяснилось из дальнейшего диалога с клиентом, в предыдущем сервисном центре этот аппарат пережил всю «тяжелую артиллерию». Ему перекатывали процессор, чип памяти (он тут комбинированный: в нём одновременно и оперативная память, и постоянная память UFS), и даже пробовали переносить эту привязанную пару на другой текстолит, но ничего не поменялось. После чего приговорили смерть оперативной памяти, а как её заменить-то, когда основная память должна остаться родной, а они обе в одной микросхеме? Никак 🙁

Меня сильно удивило, что с таким списком проделанных работ аппарат был выдан клиенту с точно такой же симптоматикой. Однозначно +1 балл в репутацию предыдущего СЦ: на моей практике, аппараты после такого выдаются полными невключайками.
В обычной ситуации для ремонта такого устройства необходима замена пары процессора и памяти, снятых с того же донора. Отдельно эти чипы заменить очень проблемно и «с костылями», мало кто занимается, всегда проще кинуть пару.

Но так как нам необходимо достать данные, а работоспособность устройства на втором плане (то есть клиенту данные важнее телефона), то предварительно я предложил вариант ремонта в случае, если диагноз предыдущего СЦ окажется верным. Можно «подменить» устройству оперативную память, зная, какие выводы на чипе за что отвечают. Не припаивать к плате те, что связаны с основной памятью, а вместо этого вывести и припаять основную память отдельно, на максимально коротких тонюсеньких проводках. Собрать такого франкенштейна в корпус не получится, но вытащить данные — легко. В общем, меня ожидала довольно сложная, уникальная и дорогая задача из разряда «последний шанс», за которую мало бы кто взялся, направленная конкретно на извлечение данных. Осталось дождаться, когда приедет аппарат… Всего-то два дня в Новосибирск через зелёную службу доставки)

Диагностика

Наконец, аппарат доехал, и я принялся его осматривать. Отклеил крышку которая почти не держалась, и это на самом деле супер: зачем склеивать нерабочий аппарат, который почти железобетонно попадёт в руки другого мастера? Ещё +1 балл. Также убедился, что аппарат ведёт себя в точности, как и заявлено:

Без проблем догружается, но почти сразу намертво зависает… Спустя около 20 секунд — перезагрузка и всё повторяется по кругу.

Приступаем к более детальной диагностике и осмотрим, что делалось на материнской плате:

Однозначно вижу, что отпаивали основные защитные железки. Припаяли их обратно на место: и снова +1 балл. Не откусили, не оторвали и в принципе вернули назад — уже прекрасно. Плата разве что чуть-чуть грязная и не отмыта должным образом от флюса, но опустим эти мелочи…

В любом случае, отпаяю обе железки и посмотрю, что же делалось под ними на самом деле:

…и для дальнейшего осмотра плата отправляется на ультразвуковую мойку, чтобы было приятнее работать.

В общем, процессор и память действительно перекатывались, припой под ними явно не заводской. Вполне адекватные свинцовые шары, всё сидит корректно. Основные контроллеры питания не паялись: не знаю, зачем была снята железка. Возможно, мерили питания на дросселях. Не суть важно. Также предыдущий СЦ подключался программатором по ISP и проводил какие-то манипуляции с постоянной памятью:

Выведенные заводские test-point для прямого подключения к шине памяти по ISP. У предыдущего СЦ, похоже, имеется EasyJTAG или аналогичный программатор… Фото сразу до отмывки платы

Полагаю, смотрели на предмет того, корректно ли она читается и каков износ по мнению встроенного контроллера (это примерно как SMART на хардах, но проще). Клиент сказала, что сервис проверял основную память — верю, так и есть. Всё заявленное является правдой — ещё +1 балл. Разве что не знаю, действительно ли кидалась пара на другой текстолит, но даже если и нет — тоже не суть важно. Предположим, что кидалась: пока что предыдущий СЦ оставил только приятные впечатления 🙂

В общем, я не увидел ничего страшного, но при этом и зацепиться здесь не к чему. Пока что единственная мысль — переделать все выполненные работы, посмотреть что происходит под процессором и памятью. Но я предполагаю, что всё это делалось до меня не один раз, и никаких изменений нет. Клиент утверждает, что это изначальное состояние телефона, а у мастеров есть золотое правило, которое звучит как «никогда не верь клиенту». Но в этом случае я почему-то склонен верить.

Посмотрим тепловизором на чипы и динамику их нагрева при запуске, что ли…

Желтая точка — нагрев чипа памяти со стороны ОЗУ

Может показаться, что этот локальный нагрев является какой-то неисправностью внутри чипа, но это нагрев всего до 35-40°С. Более того, я уже не раз видел такую картину, и это стандартное для такого чипа поведение при нажатии кнопки включения. Никаких тепловых аномалий на материнской плате…

Ремонтируем

У меня есть полезная привычка: перед какими-либо более-менее серьёзными манипуляциями с материнской платой стоит проверить всё простейшее, если проблема не очевидная. Кто знает, может ли эту проблему вызывать, к примеру, дисплей? Может, сканер отпечатка или нижняя плата с разъёмом зарядки? А какая-нибудь неисправная камера? Или аккумулятор? Ну хотя не, это точно не аккумулятор…)

В общем, вы поняли, к чему я. Проблема неочевидная, поэтому начнём с самого начала. В идеале, конечно, взять голую материнскую плату и поместить в заведомоисправное «корыто», но такая возможность бывает только тогда, когда есть два одинаковых устройства в работе. Второго А52, к сожалению, на моём столе не нашлось.

Попробую для начала запуститься без нижней платы, просто её отключив. Дисплей подключается отдельно напрямую к межплатному шлейфу, так что картинку я увижу, а больше мне и не надо)

Собственно, как и следовало ожидать… стоп, что?

Смартфон любезно предлагает ввести код разблокировки

Вы бы видели моё лицо в этом моменте: это одновременно была смесь радости и недоумения. То есть, достаточно было изначально отключить нижнюю плату и доставай себе данные на здоровье? Серьёзно? 🤨

Давайте разберёмся, что случилось с нижней платой. Снова подключаем к телефону и смотрим на неё тепловизором при запуске:

А вот этот жёлтый нагрев — уже неисправность. Греется малюсенький керамический конденсатор, который является сглаживающим по линии питания сканера отпечатка пальцев. Это я легко понял без схемы благодаря толстой дорожке, идущей от кондёра к коннектору сканера отпечатков.

Можно заменить его любым аналогичным с номинальным напряжением до 6.3v, ёмкость не важна. Слишком большая ёмкость просто физически не влезет 🙂

В итоге имеем рабочее устройство, которое больше не зависает. А зависало оно ровно в момент, когда должны показаться кнопки для ввода код-пароля: в это же время устройство поднимает питание сканеру отпечатков и пытается до него достучаться. Но вот незадача: здесь было короткое замыкание.

Так, сколько там набралось баллов предыдущему СЦ… кажется, 4 в общей сложности? Забудьте. Начинать сложные ремонты и пайку материнской платы без проведения базовой диагностики и проверки простых вещей, усложняя себе работу и рискуя клиентским устройством и данными — это дикость.

Это устройство не реагировало на диагностический прогрев и заморозку, но тем не менее, мастер принял решение перекатать процессор, а следом — и память.
Память сама по себе довольно нежная микросхема, её банально можно было прибить нагревом при снятии, но к счастью, этого не произошло. В целом, слишком много всего могло пойти не так, если бы мастер был недостаточно опытен с паяльником, или же при банальном невезении во время демонтажа памяти.
Как я говорил ранее, подобные аппараты обычно выдаются обратно невключайками, которым сделали хуже по разным причинам. Уровню везения владельца устройства можно только позавидовать — и хуже аппарату не сделали, и ремонт обошёлся сильно дешевле ожидаемого. Мы эту стоимость оговаривали за неудачный исход по независящим от меня причинам, а в итоге и смартфон жив, и данные на месте…)

Устанавливаю обратно снятые железки, наношу жидкую термопрокладку, закрываю новым медным скотчем, а затем финально проверяю и собираю смартфон:

Спасены и данные, и сам телефон 🥳

Итог

В результате имеем тот самый случай, когда мастер, умеющий хорошо паять и имеющий в своём арсенале дорогое оборудование в виде программатора, на уверенности пропустил базовую диагностику и тем самым — элементарную проблему.

Финита ля комедия, восстановление важных данных на этом этапе окончено и телефон благополучно улетел обратно в Екатеринбург.
А если вдруг вам интересно, по какой статье на Pikabu меня нашли, то вот она, прямо по этой ссылке. Там тоже был A52, тоже после пайщиков, и тоже с относительно простой проблемой, приговорённый на реболл проца 🙂



Спасибо за прочтение!
Если вам нравится подобное техническое чтиво и вы хотите быть в курсе выхода новых статей на сайте, вступайте в мой Telegram-канал по кнопке ниже. Туда прилетают автоматические уведомления о каждой новой статье 😉

И ещё одна кнопка, если вам нужно со мной связаться по вопросам ремонта чего-либо. Я нахожусь в Новосибирске, но сотрудничаю со службами доставки.


temakotov

Профессиональный мастер. Основатель AppleSensei.ru

AppleSensei